Елена Лазарева, директор WK School of Art & Design (Лондон) и куратор британских программ в Международной Школе Дизайна (Москва и Санкт-Петербург):
Я очень рада тому, что русский стиль и все русское сейчас вошло в моду. Не могу сказать, что для моего творчества это имеет большое значение. Я не связываю свое творчество с какими бы то не было трендами, но мне приятно видеть интерес к русским мастерам, хэндмэйду, к русской эстетике в целом. И в частности я также начинаю видеть тягу к русскому стилю в интерьере. Это значит, что мы принимаем свои корни и историю, не отрекаемся от национального наследия как раньше, когда лишь все западное было эталоном красоты и стиля.
Я живу в Лондоне, но мне не хочется подражать англичанам в творчестве. Почему бы лучше не заглянуть внутрь себя, в свою русскую душу, и не найти в ней воспоминания о детстве, русской природе, милых вещицах вроде хохломской ложки или бабушкиного оренбургского платка? Стиль – это, в первую очередь, эмоция; он возникает в момент какого-то переживания, его нельзя создать механически. Когда я работаю над рисунком для платка, росписью, идеей для новой коллекции, я всегда начинаю с эмоции. Её источником может быть воспоминание, картина, например, меня всегда вдохновляют работы Ефима Честнякова, Мая Митурича, Юрия Васнецова и других, вещица с росписью, книга о русском промысле, например, о любимой мной Казаковской филиграни)… А дальше стоит просто следовать движению души и рисовать так, как рисуется, придумывать так, как придумывается, ведь честность, на мой взгляд – основа истинного творчества…
Результат этого и должен лечь в основу современного русского стиля и Русского Тренда в России и во всем мире. Не имитация, а реинкарнация, образно выражаясь: тот же дух, но в новом качестве. Тот же стиль, но по-новому.
Конечно, нельзя просто взять готовый образец хохломской росписи, например, и нанести его на предмет, назвав это творчеством. К сожалению, многие дизайнеры так и делают. Такой подход кажется мне ужасно скучным. Гораздо интереснее придумать, скажем, роспись или форму на свой манер, выделив те элементы стиля, которые ближе, которые резонируют с вами, и обыграть их по-вашему.
Если же речь идёт об использовании предметов русского стиля в интерьере, никогда нельзя забывать о контексте, в который вы помещаете эти вещи. Мне кажется, та же хохлома интересно будет смотреться с этническими вещицами со всего мира, с геометрическим орнаментом, с белыми стенами, необработанным деревом, даже мебелью в стиле 60-х. Или если взять загородный интерьер, едва ли стоит имитировать стиль русской усадьбы. XIX-й век и даже XX-й давно позади, но внести элементы старины в современный интерьер, поместить их в современный же контекст и при этом учесть характер заказчика, создав действительно самобытный интерьер – это гораздо интереснее. Я вижу развитие русского стиля именно в этом русле.
Так как русский тренд лишь набирает обороты, ему ещё предстоит выйти на международную арену. До сих пор Россия ассоциируется у всех с традиционными русскими ремёслами, а русские дизайнеры, работающие за рубежом, в основном создают вещи и графику в западном ключе, и это легко объяснить. Я надеюсь, что мы преодолеем эту ситуацию и заявим о себе, сделав русский стиль действительно актуальным и понятным не только русским, это будет живой и свежий стиль, а не сувенирный.
В заключение хочу привести слова русского философа Николая Бердяева. Он говорил, что «география пространства связана с географией души».